Общий отдел
Банкротство
Миграционное право
Медицинское право
Защита прав потребителей
Семейное право
Полный спектр юридических услуг юридическим и физическим лицам. Банкротство. Миграционное право. Военное право. Защита прав потребителей.
Общий отдел
Банкротство
Миграционное право
Медицинское право
Защита прав потребителей
Семейное право

Пожарная проверка

    Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
    Государственные органы в лице уполномоченных сотрудников подразделений МЧС проводят проверки состояния противопожарной безопасности поднадзорных предприятий и учреждений.
     Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее «Закон № 294-ФЗ»).

1. Виды проверок:

1.1. Плановые проверки
 
проводятся на основании ежегодных планов, которые в обязательном случае согласуются с органами прокуратуры. В ежегодный план поверок включаются проверки объектов по истечении: 3-х лет со дня ввода объекта в эксплуатацию или изменения его функционального назначения; 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки (если таковая была); 1-го года со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования или в социальной сфере.
    Кроме этого проверки планируются с учетом риска возникновения пожаров на объектах, то есть с применением риск-ориентированного подхода.
     Надзорные каникулы установлены для субъектов малого предпринимательства, если они соответствуют условиям “надзорных каникул”, установленным статьей 26.1 Закона № 294-ФЗ.

1.2. Внеплановые проверки проводятся если:
 
• истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
• поступили сведения о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его функционального назначения;
• поступили жалобы, появилась информация в средствах массовой информации, о том, что на объекте нарушаются требования пожарной безопасности, которые могут привести к пожару;

     О проведении внеплановой проверки лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

    Сроки проведения проверок по пожарной безопасности. Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
    Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.
    Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год. В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.

2. Права пожарного инспектора:

2.1. запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
2.2. беспрепятственно посещать территорию и объекты, проводить их обследования; проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
2.3. выдавать предписания об устранении нарушений;
2.4. составлять административные протоколы;
2.5. рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.

3. Пожарный инспектор не вправе:

3.1. проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
3.2. осуществлять проверку в случае отсутствия руководителя;
3.3. требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
3.4. отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
3.5. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
3.6. превышать установленные сроки проведения проверки;
3.7. осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.

4. При проверке обычно проверяют наличие следующих документов:
 
4.1. правоустанавливающие документы на объект; учредительные документы; договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
4.2. должностные инструкции;
4.3. инструкции о мерах пожарной безопасности; инструкции для каждого пожаро-взрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
4.4. приказ по организации обучения мерам пожарной безопасности, а именно проведение инструктажей и пожарно-технического минимума;
4.5. журнал инструктажей по пожарной безопасности;
4.6. удостоверения о прохождении обучения пожарно-технического минимума;
4.7. протоколы приема зачетов;
4.8. приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;
4.9. декларация пожарной безопасности; планы эвакуации людей при пожаре (локальные, поэтажные, сводные), при наличии на этаже более 10 человек; приказ об организации на объекте с ночным пребыванием людей круглосуточного дежурства обслуживающего персонала (если имеется);
4.10. инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре;
4.11. акты о проведении не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте; инструкция по ежедневной передаче в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей,
4.12. информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (при наличии); акты проверки качества огнезащитной обработки (пропитки);
4.13. акты проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах;
4.14. акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре;
4.15. акты о проведении работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов;
4.16. акты проверки исправности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода;
4.17. журнал проверки исправного состояния и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств; 4.18. журнал проверки исправного состояния пожарных насосов-повысителей;
4.19. акты проверки исправного состояния автоматических установок пожаротушения;
4.20. акты проверки исправного состояния автоматической пожарной сигнализации;
4.21. акты проверки исправного состояния установок систем противодымной защиты;
4.22. акты проверки исправного состояния системы оповещения людей о пожаре;
4.23. акты проверки исправного состояния систем противопожарного водоснабжения;
4.24. акты проверки исправного состояния противопожарных дверей;
4.25. акты проверки исправного состояния противопожарных и дымовых клапанов;
4.26. акты проверки исправного состояния защитных устройств в противопожарных преградах;
4.27. исполнительная документация на каждую установку и систему противопожарной защиты объекта (сертификаты, паспорта);
4.28. годовые планы-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;
4.29. годовые планы-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противодымной защиты;
4.30. годовые планы-графики проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта для помещения диспетчерского пункта (пожарного поста);
4.31. журнал ознакомления (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, с правилами пожарной безопасности; правила пожарной безопасности для здания гостиницы (памятка в номерах);
4.32. лицензии организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности на объекте;
4.33. техническая документация на вещества, материалы, изделия и оборудование, содержащая сведения о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними (для изготовителей и поставщиков); сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
4.34. договор на техническое обслуживание установок пожарной автоматики;
4.35. журналы учета работ по техническому обслуживанию установок пожарной автоматики; 4.36. журнал взвешивания баллонов с огнетушащим составом установки газового пожаротушения;
4.37. паспорта на каждый огнетушитель, установленный на объекте;
4.38. журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения.

5. В период проверки инспектор может проверить:

5.1. выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 5.2. содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
5.3. состояние эвакуационных путей и выходов;
5.4. наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
5.5. готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
5.6. наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты (средства огнезащиты; системы противодымной защиты; заполнение в проемах противопожарных преград; лестницы пожарные наружные стационарные, ограждения кровли; внутренний противопожарный водопровод; системы автоматической пожарной сигнализации; огнетушащие вещества; системы автоматического пожаротушения; электроустановки и электрооборудование; системы оповещения и управления эвакуацией); 5.7. план эвакуации.

    Кроме требований Правил противопожарного режима также могут быть проверено соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

    Проводимые проверки позволяют выявлять угрозы и рекомендовать только те мероприятия, которые реально влияют на безопасность жизни и здоровья людей и сохранность имущества, а в некоторых случаях, рекомендовать специфические меры, не являющиеся обязательными, но значительно повышающие безопасность именно этого объекта.

6. Права при проведении проверки пожарным инспектором:

6.1. присутствовать при проведении проверки;
6.2. давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
6.3. получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
6.4. знакомиться с результатами проверки; указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
6.5. обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде; на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.

7. Ответственность за нарушение пожарной безопасности за нарушение требований пожарной безопасности:

    Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды с собственником.
     В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности проверяемое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
    Субъектами данного правонарушения являются граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения.
     Ответственность юридических лиц за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п. Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.
    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. 8 комментируемой статьи - органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. ч. 1 - 6.1 анализируемой статьи - органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), а по ч. ч. 5 и

  6.1 комментируемой статьи - районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

     По вопросам оказания юридической помощи при проведении проверок противопожарной безопасности рекомендуем обратиться в Юридический Центр «Защита Прав» по адресу: 109147, г.Москва, ул. Марксистская, д.3, корп.2, 3-й этаж, офис I.


Управляющий партнер проекта «Защита Прав»
Руководитель юридического департамента СРО МАДО
Адвокат Клопов Олег Александрович
Телефон:+7(926)996-43-36
e-mail: Klopov66@mail.ru